1.
Слабой предрасположенности |
2.
Умеренной
предрасположенности |
3.
Наиболее вероятной
предрасположенности |
|
К
первой группе
относятся типы рассуждений о
наркотиках, исходящие из первого
и второго логического уровня.
|
Например: подросток знает о
существовании наркотиков и
эмоционально на них реагирует (либо
относится с принятием их, либо их
отрицает). На этих уровнях у
подростка еще не сформировано
желание попробовать наркотик. Но
тем не мене потенциальная
зависимость уже существует,
которая будет развиваться по мере
углубления рассуждения подростка
о наркотиках. |
|
Ко второй
группе принадлежат суждения
подростка о наркотиках с позиции
их функционального использования.
На этом уровне подросток уже
знает, для чего конкретно, где,
когда и с кем принимаются
наркотики. Данные рассуждения
способны привести подростка к
решению «побаловаться»
наркотиками, попробовать, что это
такое.
|
|
Третья
группа
характеризуется рассуждениями о
возможной легализации наркотиков,
как естественной части жизни
человека. Рассуждения, типа: «Люди
потребляли наркотики, потребляют
и будут потреблять. Это
естественно, а значит имеет право
на существование.».
|
|
Суть
профилактики
сводится к тому, чтобы выявить
степень предрасположенности, а
затем понизить уровень
вероятности потребления
наркотиков. Диагностично здесь
следующее – если работа
проведена качественно, подросток
начинает рассуждать о наркотиках
с более низкого логического
уровня. А значит и
заинтересованность подростка в
наркотиках понижается. |
|
Работа
с убеждениями предполагает
следующие условия – изменение
убеждений осуществляется с более
высокого логического уровня, чем
уровень предрасположенности. |
|
Например:
рассуждения о наркотиках как
социальном явлении и людях,
которые их употребляют, относятся
к первому и второму логическим
уровням. Следовательно,
психологическую коррекцию
осуществляют с третьего или
четвертого уровня. Т.е. тема
обсуждения будет начинаться с
позиции житейских навыков (логический
уровень способностей)
обеспечивающих объективное
существование человека в этом
мире. |
|
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ТЕХНИКИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ
ПОНИЖЕНИЕ УРОВНЯ
ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К
НАРКОЗАВИСИМОСТИ ЧЕРЕЗ УСИЛЕНИЕ
|
|
ЛИЧНОСТНОЙ
ПОЗИЦИИ
|
|
Техники,
изменяющие жизненную позицию, (т.е.,
переводят предрасположенность к
наркотикам с четвертого уровня на
более низкий).
|
Техника
1. «Три года до смерти»
|
Процедура
техники предлагает группе
подростков осуществить
виртуальное путешествие к
моменту своей смерти. Тщательное
проговаривание всех деталей пути
обеспечивает переоценку
практически всех жизненных
ценностей. Те убеждения, которые
были привнесены извне и не
соответствуют
смыслоориентированным
установкам личности,
выбрасываются из поля
сознательной деятельности. |
|
Техника
2. «Трудно быть богом»
|
Процедура
техники в режиме свободных
ассоциаций позволяет психике
человека осуществить все
заветные желания. Абсурдные
желания, порожденные
патологическими установками (наркоманией
и т.д.), в ассоциативном ряде
порождают дефективные образы
достижения, при осознании которых
отказываются от них и от
убеждений, их породивших.
|
|
Техника
3. «Понимание бренности убеждений»
|
Процедура
техники предполагает
психологическую беседу с
подростками на тему возможности
естественного изменения
убеждений в течение жизни.
Психика подростков настраивается
с помощью собственных их примеров
на то, что они уже отказались от
ряда убеждений в своей жизни.
Делается обоснованный вывод, что
при ряде обстоятельств те
убеждения, которые у них есть
сейчас, тоже будут утилизированы,
как ненужные.
|
|
Техника
4. «Изменение личной истории»
|
Процедура
техники предполагает
сознательное вмешательство в
процессы детерминации личности и
убеждений и целью осознанного их
изменения.
|
|
Техника
5. «Перевешивание ярлыков»
|
Процедура
техники предполагает изменение
отношения к проблемным ситуациям,
порождающим глубинные убеждения.
|
|
Техника
6. «Валять дурака»
|
Процедура
техники позволяет подростку с
помощью психокоррекционных
методов в позитивном ключе
изменять свои жизненные
установки.
|
|
Техника
7. «Техника уменьшения
стрессогенного восприятия»
|
Процедура
техники обеспечивает коррекцию
подсознательных установок
восприятия с целью обеспечения
спокойного взгляда на проблемную
ситуацию. Это в свою очередь
создает возможность восприятия
новых вариантов поведения и
стоящих за ним убеждений.
|
|
Техники,
порождающие новые способности и
стоящие за ними убеждения, ( т.е.,
переводят предрасположенность к
наркотикам с третьего уровня на
более низкий).
|
|
Техника
1. «Техника чувственного отказа»
|
|
Процедура
техники на бессознательном
уровне обеспечивает навык
сознательного отказа от
манипулятивных предложений.
|
|
Техника
2. «Техника отрицательных
мотиваций»
|
Процедура
техники представляет
обстоятельный рассказ и показ
способов вовлечения подростков к
наркотикам, что обеспечивает
мотивацию отказа потребления
наркотиков при попадании в среду
риска.
|
|
Техника
3. «Изменение контекста
восприятия»
|
Процедура
техники обеспечивает утилизацию
отрицательных суждений о себе,
которые в потенциале могут быть
использованы для вовлечения в
наркотическую анестезию
собственных переживаний.
|
|
Техника
4. «Работа с неприятными
ощущениями»
|
Процедура
техники обеспечивает осознание и
переосмысление жизненных
ситуаций, которые явились основой
негативного состояния психики.
|
|
Техника
5. «Хохочущий друг»
|
Процедура
техники через эмоциональную
переоценку собственных проблем
обеспечивает изменение отношения
к себе и к другим людям.
|
|
Техники,
изменяющие формы поведения в
прежней социальной среде (обеспечивающие
переход предрасположенности со
второго на первый уровень).
|
|
Техники
1. «Ролевые игры межполового
восприятия»
|
Процедура
техники обеспечивает восприятие
внутреннего мира и жизненных
позиций противоположного пола в
момент общения (знакомства).
|
|
Техника
2. «Повышение самооценки»
|
Процедура
техники через внутреннюю
визуализацию и чувственное
проживание позитивных восприятий
увеличивает самооценку, что
позволяет без страха перед самим
собой и жизнью спокойно общаться
с противоположным полом.
|
|
Техника
3. «Техника влюбленности»
|
Процедура
техники предполагает лекцию на
тему сексуальных отношений с
психологической позиции
восприятия каждого из партнеров.
Предлагается пройти в режиме игры
этапы влюбленности, следующей за
ней ответственности и дальнейший
процесс регрессии. Знание
основных этапов межполовых
отношений обеспечивает спокойное
к ним отношение, которое не
обязательно анальгезировать
наркотиками.
|
|
Техника
4. «Техника удовлетворения
возрастных жизненных установок».
|
|
Процедура
техники обеспечивает
классификацию подаваемой
информации по возрастным и
личностным особенностям. В
результате удовлетворения
основных личностных возрастных
потребностей закрывается ниша
для мистической, наркотической
предрасположенности как способа
удовлетворения данных
потребностей.
|
Работа
с профилактикой наркозависимости
направлена прежде всего на
сохранение и поддержание
здоровых личностных установок.
Для чего используется методы
психокоррекции, позитивного
опыта других людей, духовные и
религиозные практики, методы
профориентации, поддержание
самооценки на высоком и
самодостаточном уровне.
|
Понимание
ведущих потребностей
подросткового и старшего
подросткового возраста
обеспечивает алгоритм, цель и
ожидаемый результат необходимой
работы.
|
Мозг
человека завершает свое развитие
приблизительно к 16 годам
созреванием лобных долей
головного мозга. Основная функция
данной сферы мозга – это функция
контроля за собственной
личностной деятельностью. Исходя
из этого личность подростка – это
«пластилин». Все личностные
убеждения подростка – пластичны
и подвержены влиянию извне.
Поэтому работа с убеждениями для
специалистов должна пониматься
как долгосрочная программа
действий, которая обеспечит
поддержку внутреннего мира
подростка до стадии завершения
подросткового возраста и выхода
его во взрослую жизнь.
|
|
Автор
методических материалов – Н.В.Подхватилин
|