|
Речь,
в данной статье, пойдет о
нестандартном подходе в
профилактике и лечении
стрессовых расстройств.
Необходимой религиозной и
философской концепции, которая
помогает человеку грамотно
воспринимать и преодолевать
жизненные трудности, сохраняя
психическое и физическое
здоровье.
|
Прощай, мой Бог, иду. И вряд ли уж
вернусь. Как странно, но теперь я
смерти не боюсь.
|
(из
сборника «Свет и жизнь», Брюссель,
1990г.)
|
Данное письмо само по себе
является примером психотерапии.
Обыкновенный солдат, своей
интуицией прозрел и поверил, что
есть вещи, которые стоят выше
смерти, выше тех ценностей, за
которые люди убивают друг друга.
Полное осознание данных вещей
дает ощущение внутренней
свободы, снятие
последствий страха – стресса.
|
Почему приведен пример
религиозного подхода
к проблеме стрессового
расстройства? – Потому, что
глубинная психотерапия очень
схожа в подходах с религиозной
доктриной. Дело в том, что уровень
сознания который,
породил проблему, сам не в
состоянии ее разрешить (система
породившая проблему не сможет ее
решить, необходим переход на
более высокий уровень сложности
самой системы). Ситуация стресса (проблема),
в которую попадает человек,
является логическим завершением,
исчерпывающим окончанием его
интеллектуально-эмоциональной
деятельности в данном
направлении. И это говорит о том,
что у него уже нет ресурсов (душевных
сил), нормально продолжать «движение
своей жизни».
Если же человеку удается
перейти на более высокий «уровень
понимания» своей жизни, то,
вероятней всего,
он находит выход из
сложившейся ситуации, из
стрессового состояния. Часто,
этот более высокий «уровень
понимания» связан
религиозным мировоззрением,
которое говорит о предназначении
всего происходящего и
ответственности за творимое
самим человеком.
При таком подходе, ситуация
порождающая проблему
превращается в ситуацию, которая
чему то учит, заставляя
переосмыслить некоторые подходы
к жизни, к своему поведению и т.д.,
а самое главное, перестает быть
травмирующей.
|
Первый
шаг к победе над стрессом - это
признание того факта, что он есть
следствие нашего образа
жизни, наших жизненных
установок, а вовсе не каких-то
наших слабостей и дефектов.
Окружающие ждут от нас
максимальной эффективности во
всем: не только на работе, но и в
том, как мы организуем свой досуг.
Нам так свойственно стремление
быть всегда на высоте, что даже
отдых (в том числе как возможность
рефлексии происходящего)
обрастает множеством ритуалов,
превращается в свою прямую
противоположность: мы мучаем себя,
стремясь показать другим, как
хорошо мы умеем отдыхать.
|
Закономерен
вопрос с чего начать путь к своему
совершенствованию?
|
Переходу
на новый, более высокий уровень
понимания жизни с позитивной
рефлексией происходящего,
способствует знакомство с
философией «Закона причинности»
который помогает превратить
стрессогенные
ситуации в своеобразный «учебник
жизни». То есть подводит человека
к убеждению, что проблемы учат, а
не наказывают.
|
Краткое
изложение основ закона следующее:
|
Каждое
действие во Вселенной есть
результат предшествующей причины
и в то же время – причина
последующего действия.
Получается непрерывная цепь
причин и действий, которая в
осуществлении представляет жизнь
Вселенной. Отсюда «Закон
причинности» есть ось жизни
Вселенной.
|
В
применении к человеку «Закон
причинности»
представляет собой всю
совокупность его деятельности.
Все, что человек представляет
собой в настоящем и что он
представит из себя в будущем, все
это – последствие его
деятельности в прошлом. Таким
образом, единичная жизнь человека
не есть нечто оторванное, она
представляет собой плод
прошедших жизней предков и в то же
время будущих жизней в той цепи
трансформаций, из которых состоит
непрерывающееся бытиё каждой
человеческой души.
|
Все
имеет свою причину. Каждая наша
мысль, каждое наше чувство и
поступок идут из прошлого и
влияют на будущее. Пока это
прошлое и будущее скрыто от нас,
пока мы смотрим на жизнь как на
загадку, не подозревая, что
создали её сами, до тех пор
явления нашей жизни как бы
случайно выдвигаются перед нами
из бездны неведомого. Ткань
человеческой судьбы
вырабатывается самим человеком
из бесчисленных нитей,
сплетающихся в узоры неуловимой
для нас сложности: одна нить
исчезает из поля нашего сознания,
но она не исчезла, а только
спустилась вниз; другая
появляется внезапно, но это все та
же нить, прошедшая по невидимой
стороне ткани и снова появившаяся
на видимой для нас поверхности;
глядя только на отрывок ткани и
только с одной ее стороны, наше
сознание не в состоянии
разглядеть всей сложности ее
узоров.
|
Причина
тому – незнание законов
духовного мира, совершенно такое
же неведение, какое возможно у
диких африканских племен
относительно явлений
материального мира. Пущенная
ракета, выстрел из ружья,
непонятным образом произведенные
звуки кажутся им чудом, потому,
что они не знают законов,
явившихся причиной поразившего
их явления. Чтобы перестать
считать такие явления
чудом, дикарь должен узнать
законы природы. Знать же их можно
только потому, что законы эти
неизменны. Совершенно такие же
неизменные законы действуют и в
невидимом для нас духовном и
психологическом мире. Пока мы их
не узнаем, мы будем стоять перед
явлениями нашей жизни, как дикарь
перед неведомыми силами природы,
недоумевая, виня свою судьбу,
бессильно возмущаясь перед «неразгаданным
сфинксом», готовым поглотить того,
кто не имеет ключа к его тайне. Не
понимая, откуда идут явления
нашей жизни, мы даем им названия «судьбы»,
«случайности», «чуда», но эти
слова ровно ничего не объясняют.
|
Только
когда человек узнает, что
совершенно такие же неизменные
законы, какие делают возможным
исследование физической природы,
управляют и его жизнью (но что
законы эти только ставят условия,
необходимые для каждого его
действия, а не предписывают
самого действия), тогда только
кончится его бедствие и он поймет,
что может стать господином своей
судьбы.
|
Каждый
человек непрестанно творит свою
судьбу. Человек созидает новые
силы, которые и качественно, и
количественно представляют собой
результат его прежних действий,
они же – одновременно и причины
его будущего. Силы эти действуют
не только на него одного, но и на
окружающую среду, постоянно
видоизменяя как его самого, так и
среду. Исходя из своего центра –
человека, силы эти расходятся по
всем направлениям, и человек в
ответе за все, что возникает в
пределах их влияния.
|
Положение
(ситуация), в котором мы находимся
в каждую минуту, определяется
законом справедливости
(высшей необходимости) и
никогда не зависит от случайности.
«Если я страдаю сегодня, это
происходит оттого, что в прошлом я
преступил закон. Я сам виноват в
своем страдании, так как выбрал те
формы поведения,
которые в итоге привели меня в это
состояние. Я спокойно и терпеливо
перенесу страдания, а затем
переосмыслю свои прошлые
действия, дам им оценку, сделаю
необходимую коррекцию своего
поведения, для
того чтобы исправить ткань своей
судьбы» – такой должна быть речь
человека, понявшего «Закон
причинности». И этот человек
приобретает мужество, терпение,
уверенность в себе, психическое
равновесие и стрессоустойчивость.
|
Именно
исходя из «Закона причинности» и
как символ высшего его воплощения
– Бога, христианство заповедует:
«…Там, где неверующий видит
только ущемление своих прав,
христианин увидит врачевание,
исцеляющее от гордости и
научающее смирению. Там, где
неверующий ожесточится,
христианин пуще возлюбит Бога…»
|
Один
из способов практически
использовать приведенные данные
заключается в следующем вопросе:
«Если я был бы Богом, то для чего
послал бы такие испытания этому
человеку (т.е. себе)?»
|
|
|
|
|
|
|
стартовая
страничка |
вверх
странички |
далее |
|
|
|