|
ДИАГНОСТИКА
УРОВНЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К
ЗАВИСИМОСТИ |
|
|
|
|
|
|
|
И
ВЫБОР МЕТОДА ПРОФИЛАКТИКИ
|
|
|
|
|
|
Логические
уровни
|
Уровни
предрасположенности к зависимости
|
Методы
профилактики
|
|
|
1.
Внешнее окружение
|
Знает о существовании
наркотиков
|
|
|
|
2.
Поведение
|
Эмоциональная
реакция на наркотики
|
Техники,
обучающие социальному взаимодействию
|
|
|
3.
Способности
|
Знает
о причинах потребления наркотиков
другими людьми
|
Техники
тренингов умений, уверенности в себе и
самопознания
|
|
|
4.
Ценности и убеждения
|
Думает
о наркотиках как о способе решения каких-то
жизненных проблем
|
Техники,
влияющие на формирование мировоззрения
|
|
|
5.
Идентичность
|
Рассуждает
о наркотиках как о неотъемлемой части
своей жизни
|
Техники,
влияющие на формирование мировоззрения
|
|
|
6.
Духовность
|
Рассуждает
о наркотиках с позиции мистики и
предназначения
|
Экзистенциальная
психотерапия
|
|
|
|
|
|
При
диагностике предрасположенности к
наркотикам важно выяснить уровень
рассуждений на эту тему подростка.
Понять, на каком логическом уровне
находятся информация и убеждения (мнения)
подростка на этот счет. Данная
диагностика проходит в форме беседы с
подростком, при которой выявляется сила
значение для подростка темы наркотиков.
Исходя из этого, выделяются три группы
риска: |
|
|
1.
Слабой предрасположенности |
|
|
2.
Умеренной предрасположенности |
|
|
3.
Наиболее вероятной
предрасположенности
|
|
|
|
|
|
К
первой группе
относятся типы рассуждений о наркотиках,
исходящие из первого и второго
логического уровня.
|
|
|
Например: подросток знает о
существовании наркотиков и
эмоционально на них реагирует (либо
относится с принятием их, либо их
отрицает). На этих уровнях у подростка
еще не сформировано желание попробовать
наркотик. Но тем не мене потенциальная
зависимость уже существует, которая
будет развиваться по мере углубления
рассуждения подростка о наркотиках. |
|
|
|
|
|
Ко второй группе
принадлежат суждения подростка о
наркотиках с позиции их функционального
использования. На этом уровне подросток
уже знает, для чего конкретно, где, когда
и с кем принимаются наркотики. Данные
рассуждения способны привести
подростка к решению «побаловаться»
наркотиками, попробовать, что это такое. |
|
|
|
|
|
Третья
группа
характеризуется рассуждениями о
возможной легализации наркотиков, как
естественной части жизни человека.
Рассуждения, типа: «Люди потребляли
наркотики, потребляют и будут
потреблять. Это естественно, а значит
имеет право на существование.».
|
|
|
|
|
|
Суть
профилактики
сводится к тому, чтобы выявить степень
предрасположенности, а затем понизить
уровень вероятности потребления
наркотиков. Диагностично здесь
следующее – если работа проведена
качественно, подросток начинает
рассуждать о наркотиках с более низкого
логического уровня. А значит и
заинтересованность подростка в
наркотиках понижается. |
|
|
|
|
|
Работа с убеждениями
предполагает следующие условия –
изменение убеждений осуществляется с
более высокого логического уровня, чем
уровень предрасположенности. |
|
|
|
|
|
Например:
рассуждения о наркотиках как социальном
явлении и людях, которые их употребляют,
относятся к первому и второму
логическим уровням. Следовательно,
психологическую коррекцию осуществляют
с третьего или четвертого уровня. Т.е.
тема обсуждения будет начинаться с
позиции житейских навыков (логический
уровень способностей)
обеспечивающих объективное
существование человека в этом мире. |
|
|
|
|
|
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ТЕХНИКИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПОНИЖЕНИЕ
УРОВНЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К
НАРКОЗАВИСИМОСТИ ЧЕРЕЗ УСИЛЕНИЕ
|
|
|
|
|
ЛИЧНОСТНОЙ
ПОЗИЦИИ
|
|
|
|
|
|
Техники,
изменяющие жизненную позицию, (т.е.,
переводят предрасположенность к
наркотикам с четвертого уровня на более
низкий).
|
|
|
Техника
1. «Три года до смерти» |
|
|
Процедура техники
предлагает группе подростков
осуществить виртуальное путешествие к
моменту своей смерти. Тщательное
проговаривание всех деталей пути
обеспечивает переоценку практически
всех жизненных ценностей. Те убеждения,
которые были привнесены извне и не
соответствуют смыслоориентированным
установкам личности, выбрасываются из
поля сознательной деятельности. |
|
|
|
|
|
Техника
2. «Трудно быть богом»
|
|
|
Процедура
техники в режиме свободных ассоциаций
позволяет психике человека осуществить
все заветные желания. Абсурдные желания,
порожденные патологическими
установками (наркоманией и т.д.), в
ассоциативном ряде порождают
дефективные образы достижения, при
осознании которых отказываются от них и
от убеждений, их породивших.
|
|
|
|
|
Техника
3. «Понимание бренности убеждений»
|
|
|
Процедура
техники предполагает психологическую
беседу с подростками на тему
возможности естественного изменения
убеждений в течение жизни. Психика
подростков настраивается с помощью
собственных их примеров на то, что они
уже отказались от ряда убеждений в своей
жизни. Делается обоснованный вывод, что
при ряде обстоятельств те убеждения,
которые у них есть сейчас, тоже будут
утилизированы, как ненужные. |
|
|
|
|
Техника
4. «Изменение личной истории»
|
|
|
Процедура
техники предполагает сознательное
вмешательство в процессы детерминации
личности и убеждений и целью
осознанного их изменения.
|
|
|
|
|
|
Техника
5. «Перевешивание ярлыков»
|
|
|
Процедура
техники предполагает изменение
отношения к проблемным ситуациям,
порождающим глубинные убеждения. |
|
|
|
|
Техника
6. «Валять дурака»
|
|
|
Процедура
техники позволяет подростку с помощью
психокоррекционных методов в
позитивном ключе изменять свои
жизненные установки.
|
|
|
|
|
Техника
7. «Техника уменьшения стрессогенного
восприятия»
|
|
|
Процедура
техники обеспечивает коррекцию
подсознательных установок восприятия с
целью обеспечения спокойного взгляда на
проблемную ситуацию. Это в свою очередь
создает возможность восприятия новых
вариантов поведения и стоящих за ним
убеждений.
|
|
|
|
|
|
Техники,
порождающие новые способности и стоящие
за ними убеждения, ( т.е., переводят
предрасположенность к наркотикам с
третьего уровня на более низкий).
|
|
|
|
|
|
Техника
1. «Техника чувственного отказа»
|
|
|
|
|
|
Процедура
техники на бессознательном уровне
обеспечивает навык сознательного
отказа от манипулятивных предложений. |
|
|
|
|
|
Техника
2. «Техника отрицательных мотиваций»
|
|
|
Процедура
техники представляет обстоятельный
рассказ и показ способов вовлечения
подростков к наркотикам, что
обеспечивает мотивацию отказа
потребления наркотиков при попадании в
среду риска. |
|
|
|
|
|
Техника
3. «Изменение контекста восприятия»
|
|
|
Процедура
техники обеспечивает утилизацию
отрицательных суждений о себе, которые в
потенциале могут быть использованы для
вовлечения в наркотическую анестезию
собственных переживаний. |
|
|
|
|
|
Техника
4. «Работа с неприятными ощущениями»
|
|
|
Процедура
техники обеспечивает осознание и
переосмысление жизненных ситуаций,
которые явились основой негативного
состояния психики. |
|
|
|
|
|
Техника
5. «Хохочущий друг»
|
|
|
Процедура
техники через эмоциональную переоценку
собственных проблем обеспечивает
изменение отношения к себе и к другим
людям. |
|
|
|
|
|
Техники,
изменяющие формы поведения в прежней
социальной среде (обеспечивающие
переход предрасположенности со второго
на первый уровень).
|
|
|
|
|
|
Техники
1. «Ролевые игры межполового восприятия»
|
|
|
Процедура
техники обеспечивает восприятие
внутреннего мира и жизненных позиций
противоположного пола в момент общения (знакомства). |
|
|
|
|
|
Техника
2. «Повышение самооценки»
|
|
|
Процедура
техники через внутреннюю визуализацию и
чувственное проживание позитивных
восприятий увеличивает самооценку, что
позволяет без страха перед самим собой и
жизнью спокойно общаться с
противоположным полом. |
|
|
|
|
|
Техника
3. «Техника влюбленности»
|
|
|
Процедура
техники предполагает лекцию на тему
сексуальных отношений с
психологической позиции восприятия
каждого из партнеров. Предлагается
пройти в режиме игры этапы влюбленности,
следующей за ней ответственности и
дальнейший процесс регрессии. Знание
основных этапов межполовых отношений
обеспечивает спокойное к ним отношение,
которое не обязательно анальгезировать
наркотиками. |
|
|
|
|
|
Техника
4. «Техника удовлетворения возрастных
жизненных установок».
|
|
|
|
|
|
Процедура
техники обеспечивает классификацию
подаваемой информации по возрастным и
личностным особенностям. В результате
удовлетворения основных личностных
возрастных потребностей закрывается
ниша для мистической, наркотической
предрасположенности как способа
удовлетворения данных потребностей. |
|
|
Работа
с профилактикой наркозависимости
направлена прежде всего на сохранение и
поддержание здоровых личностных
установок. Для чего используется методы
психокоррекции, позитивного опыта
других людей, духовные и религиозные
практики, методы профориентации,
поддержание самооценки на высоком и
самодостаточном уровне. |
|
|
Понимание
ведущих потребностей подросткового и
старшего подросткового возраста
обеспечивает алгоритм, цель и ожидаемый
результат необходимой работы. |
|
|
Мозг
человека завершает свое развитие
приблизительно к 16 годам созреванием
лобных долей головного мозга. Основная
функция данной сферы мозга – это
функция контроля за собственной
личностной деятельностью. Исходя из
этого личность подростка – это «пластилин».
Все личностные убеждения подростка –
пластичны и подвержены влиянию извне.
Поэтому работа с убеждениями для
специалистов должна пониматься как
долгосрочная программа действий,
которая обеспечит поддержку
внутреннего мира подростка до стадии
завершения подросткового возраста и
выхода его во взрослую жизнь. |
|
|
|
|
|
Автор
методических материалов – Н.В.Подхватилин
|
|
|
Вернуться |